Статьи и комментарии

Новые ограничения на рекламу. LegalProLex выдает все явки и пароли.

С 1 сентября 2025 года вступили в силу поправки к Закону о рекламе (№ 38 - ФЗ от 13.03.2006), внесенные Федеральным законом от 07.04.2025 № 72-ФЗ. Изменения касаются распространения рекламы на определённых информационных ресурсах и напрямую затрагивают рекламодателей и рекламораспространителей.

В статью 5 закона «О рекламе» добавлена часть 10.7, устанавливающая прямой запрет на размещение рекламы:

    • на ресурсах иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ (ФЗ от 28.12.2012 № 272-ФЗ)

(Минюст ведет Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности - https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/);

    • на ресурсах общественных, религиозных и иных организаций, деятельность которых запрещена или ликвидирована по основаниям, связанным с экстремизмом и терроризмом (ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ, ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ)

(Национальный антитеррористический комитет ведет единый федеральный список террористических и экстремистских материалов и организаций - https://nac.gov.ru/main/list/terroristExtremistOrganizations)

    • на любых других информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством об информации, ИТ и защите информации.

(Роскомнадзор ведет единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено https://eais.rkn.gov.ru)

Таким образом, круг площадок, где реклама недопустима, значительно расширен и прямо связан с ограничениями на уровне законодательства. Любая реклама в Instagram и Facebook (принадлежащих компании Meta, которая признана экстремистской и включена в реестр нежелательных организаций) теперь запрещена.

За нарушение установленного запрета предусмотрена ответственность по статье 14.3 КоАП РФ. Наказание понесут как рекламодатели, так  и рекламораспространители. Физическим лицам грозит штраф от 2 000 до 2 500 рублей, должностным лицам – от 4 000 до 20 000 рублей, а юридическим лицам – от 100 000 до 500 000 рублей. 

Чтобы понять границы нового запрета, важно вспомнить, что именно закон считает рекламой.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама — это информация, адресованная неопределенному кругу лиц, распространяемая в любой форме и любыми средствами, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Ключевой признак рекламы — предназначенность информации для неопределенного круга лиц. По разъяснениям ФАС (Руководство, утв. приказом ФАС от 14.11.2023 № 821/23):

    • круг получателей не может быть заранее определён;
    • состав этих лиц меняется во времени и пространстве;
    • реклама остаётся неперсонифицированной даже при рассылке по адресным спискам.

Иными словами, реклама не указывает конкретных получателей, а ориентирована на широкий или потенциально меняющийся круг лиц.

Реклама может продвигать:

    • товары (включая работы и услуги);
    • средства индивидуализации (бренд, фирменное наименование, товарный знак);
    • изготовителей и продавцов;
    • результаты интеллектуальной деятельности;
    • мероприятия (спортивные, культурные, развлекательные).

Отдельно выделяется социальная реклама (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе). Она служит общественно полезным целям и не направлена на коммерческое продвижение. ФАС подчеркивает: социальная реклама — это не разновидность обычной рекламы, а самостоятельная категория.

Если информация не соответствует признакам п. 1 или п. 11 ст. 3, она не признаётся рекламой. В таком случае нормы закона о рекламе не применяются (ч. 1 ст. 2).

Примеры информации, которая не является рекламой (ч. 2 ст. 2):

обязательные сведения, раскрываемые по закону или обычаю делового оборота;

частные объявления, не связанные с предпринимательством;

    • политическая агитация (включая предвыборную);
    • справочно-информационные и аналитические материалы, если они не имеют основной цели продвигать товар.

ФАС в письме от 09.04.2025 № АК/32908/25 приводит примеры:

    • описание товаров на собственном сайте компании или её страницах в соцсетях;
    • новости об акциях на конкретный товар, размещённые на сайте или в группе продавца;
    • перечень товаров разных производителей, если он выполнен в едином стиле и не стимулирует интерес к конкретной позиции.

На практике ключевой вопрос — как квалифицировать конкретное сообщение: реклама это или нет. От этого зависит, подпадёт ли информация под запрет.

Так как норма действует совсем недавно, судебной и антимонопольной практики пока нет. Первые дела покажут, как ФАС и суды будут трактовать спорные ситуации — например, публикации на заблокированных площадках, упоминания брендов или размещение новостных материалов.

Новые «правила игры» для рекламодателей и рекламораспространителей стали жёстче. Теперь необходимо не только следить за содержанием рекламы, но и тщательно проверять площадки, где она размещается.

Пока неясно, как именно будут квалифицироваться отдельные случаи, но очевидно: ответственность несут обе стороны — и рекламодатель, и рекламораспространитель. 

 

LegalProLex будет следить за практикой применения новых норм и делиться обзором первых споров и решений ФАС. 

Бесплатная консультация
* Нажимая кнопку "Записаться" вы соглашаетесь на Обработка персональных данных